четверг, 1 сентября 2016 г.

Образование и новое поколение мусульман


http://www.islam.ru/content/obshestvo/48205



Во все времена образование считалось важнейшим и наиболее почётным делом. Его возлагали на мудрейших членов общины, которые находились под защитой армии своего города, были освобождены от хозяйственных работ, а также полностью удовлетворяли свои нужды в пропитании и крове, не прилагая никаких для этого усилий.
Времена менялись, менялось отношение религии к культуре, менялся мир, менялся и развивался, но неизменным оставалось и остаётся по сей день одно: стремление людей к образованности.
К сожалению, понятие это подразумевает порой уже совершенно иное содержание. Под развитостью и образованностью многие понимают наличие «корочки», бумажки, где господин Н. уверяет всех будущих работодателей «бумажкообладателя» в том, что этот выпускник является специалистом в какой-то области с массой важнейших умений. Под интеллигентностью понимают количество «больших шишек», в чьём обществе человек проводит время, а что за всем этим великолепием скрывается – не суть, это уже не интересно никому... почти никому.
Несмотря на изменение ценностей, хочется верить, что всё же среди простых смертных осталось немало тех, кого заботит содержание человека, богатство его души и внутреннего мира. Кому же логичнее всего дОлжно находиться среди этих неравнодушных? Конечно же, тем, чьи мысли занимает больше не мирская жизнь, а та, вечная, что впереди. Это те люди, которые стремятся к сокровищницам знаний и очищению сердца.
Наша религия учит нас стремиться к знаниям: «…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие). Что касается знаний, тут есть одна тонкость. Не все задумываются о том, что мы живём в такое время, когда для того, чтобы тебя уважали, прислушивались к тебе или хотя бы просто услышали, необходимо быть всесторонне развитым человеком, приобщённым к культуре. Те люди, которые прекрасно владеют религиозными знаниями и дисциплинами, не смогут привлечь внимание людей, не смогут донести до них свет религии и истину, не владея ораторским мастерством, не принимая во внимание историю своей страны, города, всей местности, учитывая только религиозную составляющую. Иначе говоря, для донесения знаний до людей даже имамам не обойтись без знаний всех сфер жизни общества, которое они просвещают и наставляют на истинный путь. Говоря обо всех остальных людях, которые не собираются заниматься религиозной деятельностью, можем утверждать, что знания и просвещённость необходимы для развития человека, и приобретать их необходимо с самого детства. Только при их наличии ребёнок, потом подросток и позже молодой человек будет понимать, чем хочет заниматься в жизни, каким образом сможет принести пользу своему народу, своей семье и, наконец, своим братьям и сёстрам по вере.
Как же человеку стать таким? Как стать тем, кто имеет выбор не из «ничего не делать» и «делать что-то, лишь бы делать»? Как вырастить человека мыслящего, умного?
Прилагать усилия к развитию своих чад надо не тогда, когда они идут в одиннадцатый класс и срочно «горит» подготовить их к ЕГЭ, чтобы хоть куда-то как-то устроить ребёнка и чтобы он сам успел хоть что-то выучить (за год... выучить то, что должен был систематически получать и усваивать в течение десяти лет), а тогда, когда он только родился. Не засыпать его прикладным материалом (пусть разгребает дорогостоящую макулатуру и узнаёт всё о мире сам), не перекладывать обязанность по воспитанию детей на воспитателя детсада или учителя школы, а проводить время с ребёнком и участвовать в его жизни.
Обязанность каждого мусульманина как родителя, как наставника (и наставницы) своей семьи – прививать любовь к знаниям, к центрам культуры, к искусству, к истории. Эти места помогают человеку узнать историю, а, как известно, без знаний о прошлом нельзя построить будущее. Скептики скажут, а строгие мусульмане упрекнут, что есть в искусстве много запретного, но ведь мы вправе выбирать то, что нам подходит, и отделять зёрна от плевел, на что нам и дан ум, вероятно. Уточним, речь идёт о театрах, музеях и галереях, где, например, есть обнажённые статуи и девы на картинах, но ведь можно заранее узнать, где и что находится и какие залы с экспонатами можно пропустить.
По своему личному опыту скажу, что в Дагестанском музее изобразительных искусств, куда мы попали с сыном в его девять месяцев, мне, уважая мой хиджаб и маленького ребёнка на руках, сразу сказали, что стоит проигнорировать зал эпохи Возрождения. В итоге мы с интересом обошли и внимательно осмотрели все дагестанские экспонаты, то бишь скромнейшие кувшины, наряды, ковры, утварь и, конечно, картины, где самые выдающиеся художники изображают победы имама Шамиля (къ.с.). Мне кажется, в таком приобщении к культуре нет ничего непристойного, более того, можно узнать много нового благодаря своим детям, которым в жизни, новой и неизведанной, интересно всё.
Дети задают вопросы и заставляют наши головы оживать, пробуждаться ото сна, в котором мы благополучно живём годами, занимая мысли проблемами быта, обеспечения семьи и узкопрофильной работы. Что делать, если музеев в городе немного и галерей парочка, если Эрмитаж и Третьяковская галерея немногим ближе, чем Лувр? Ну, для начала ознакомиться с тем, что есть, а затем воспользоваться бесплатной возможностью поиска информации, в практически неограниченном количестве имеющейся в Интернете, и прогуляться онлайн по музеям, увидеть всё на видео и фотографиях. К сожалению, не у всех есть возможность даже раз в год, в несколько лет, покинуть зону комфорта, уехать в соседний городок, узнать о жизни что-нибудь новое и интересное и поделиться со своими детьми. Билет на самолёт купить мы, может, и не сможем, но научить ребёнка отыскать целый мир, великое множество миров в бесконечности книг мы можем себе позволить.
Раньше, для того чтобы получить доступ к важнейшим и величайшим источникам информации, приходилось идти в библиотеку, заказывать книгу, ждать её с неделю, а потом тихонько по 30–40 страниц читать, согнувшись на неудобном стульчике в читальном зале вплоть до тёмной ночи. Какая сейчас проблема, в наш-то век высоких технологий? Зашёл в Интернет, ввёл запрос – и читай в своё удовольствие днями и ночами напролёт, сидя в кресле с чашкой чая. Но наличие возможностей не всегда означает умение их оценить и использовать правильно. Ведь гораздо проще усадить четырёхлетку с айпадом в руках и мультиком, от которого вянут уши и зря портятся глаза, и он просто сидит как зомбированный, никого не трогает и никому не мешает. Это проще, чем научить его любить читать книги, думать о прочитанных произведениях, обсуждать их вместе. То же самое – кино и мультфильмы: их тоже можно найти, подобрать такие, которые не навредят психике ребёнка, научат его различать добро и зло, расскажут интересное обо всех уголках земли.
Если не проявлять интереса к тому, что смотрят наши дети и чем увлечены, если не помогать найти правильное, мы просто их потеряем, а потом будем мучительно вопрошать, что же пошло не так и что мы сделали неправильно.
Необходимо отметить, что, когда ребёнок получает информацию через электронное устройство, это всё равно вредно для неокрепшего детского организма, как бы ни уверяли нас производители в безвредности их техники, поэтому необходимо ограничивать время, отведённое на общение детей с гаджетами.
Как мы можем развивать ребёнка в условиях города? Отправлять детей изучать Коран и исламские дисциплины, но не забывать про все остальные предметы и ругать за халатность в отношении и тех, и других. Рассказывать и показывать историю посредством экспонатов, книг и кинофильмов. Знакомить детей с окружающей средой, животным миром; если для этого нет возможности в селе, то хотя бы прибегая к помощи контактных зоопарков, чтобы дети имели понятие о том, как выглядят курочки и барашки, и хотя бы знали, что сыр и молоко производят не магазины, а козочки и коровки. Даже простая прогулка лучше сидения за компьютером с утра до ночи!
Деньги можно потратить на детский клуб, где всё ярко и шумно и есть улыбчивая тётенька, которая окунёт с головой ваше чадо в пластмассовые шарики сомнительной чистоты; можно потратить на книги, с которыми вам придётся повозиться и посвятить своё драгоценное время своему же дражайшему дитятке, чтобы показать каждую собачку и каждый самолётик, промяукать и прокрякать; а можно, сэкономив деньги на походах в сомнительные развлекательные комплексы (заметьте, всего-навсего развлекательные, а вовсе не познавательные), съездить на несколько часов за город, чтобы отдохнуть на природе, где чистый воздух.
Средства надо вкладывать в развитие и образование детей и заниматься этим самостоятельно, оставив заблуждение о том, что какая-то женщина с непонятным дипломом непонятной организации якобы сможет сделать за вас всю работу в тех же самых грудничковых развивашках.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки»(Табарани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним призывают нас сотни хадисов. 
Почему надо развиваться и стремиться к знаниям со своими детьми? Потому что обществу нужны такие мусульмане, знающие всё и обо всём, сведущие во всех отраслях и науках, охочие до движений и познания. В движении заключена жизнь, а особенно в движении и стремлении к росту. Только построив общество, в котором будут жить и трудиться образованные и мудрые люди, мы сможем обеспечить достойное будущее Исламу.

Настоящий учитель: учит и учится


http://www.islam.ru/content/obshestvo/48139


Картинки по запросу учительница мусульманка


Жизнь – это урок, и каждый, кого мы встречаем на этом пути, становится нашим учителем. Но если говорить о важнейших знаниях, которые мы получаем, то сначала это знания, полученные в первые годы жизни от родителей, а потом наступает время, когда появляется в жизни первое образовательное учреждение, которое закладывает основные знания о мире и его устройстве.
Именно поэтому важно, что именно будет подано юному искателю знаний. И, конечно же, важно, кем будет преподнесена информация.
Сложно говорить об идеальном учителе, ведь как таковых идеальных учителей нет – в силу человеческого несовершенства, наверное. Однако есть те, которые максимально достойно справляются с этой важнейшей задачей и помогают воспитать и вырастить любовь к знаниям и стремление к поиску знаний в каждом ребёнке, которого взяли под своё крыло.
Прежде чем говорить об учителе, его работе и стараниях, считаем необходимым обратить внимание читателей на следующее. Работать с детьми, которые приучены к книгам и чтению или хотя бы к систематическому восприятию информации (в форме сказок, рассказов, басен и стишков), гораздо легче, чем с теми, которые пять минут не в состоянии усидеть перед раскрытой книгой.
Можно, конечно, обвинить учителя в лени и нежелании тратить силы на ребёночка, но, как учитель первого класса, могу назвать хотя бы одну причину, по которой дети с разным уровнем подготовки тяжело уживаются в одном классе. Те детки, которые уже умеют бегло читать, сидят и смотрят на один и тот же стишок минуту за минутой и умирают со скуки, в то время как детки, еле различающие буквы, напряжённо пытаются озвучить соединение двух буковок «б» и «а». Со временем, как ты ни старайся, разрыв остаётся, и более успевающие в учёбе детки начинают с пренебрежением относиться к отстающим по программе. Естественно, работа ведётся колоссальная, и это всё со временем можно побороть и преодолеть, но ведь гораздо проще подготовить ребёнка к школе, а потом, чувствуя свою заслугу, собирать похвалы и благодарности от педагогов и знать, что ты действительно дал лучшее своему ребёнку и самое ценное – время и силы. Но вернёмся к учителю и рассмотрим, каким он всё-таки должен быть, чтобы его запомнили и чтобы память о нём не раздражала, а грела душу, чтобы в будущем у повзрослевших ребят всплывали в памяти лучшие и светлейшие картинки прошлого, которое создал для ребёнка первый (и не только первый) учитель.
Учитель – живой человек со своими заботами и проблемами, с такими же недомолвками с руководством, низкой и нерегулярной зарплатой и, как правило, увы, совершенно неблагодарным отношением со стороны учеников, родителей и общества в целом. Но учитель не слесарь, не водитель такси и не дворник (все эти профессии, бесспорно, важны и хороши, но уровень требований совершенно разный), и потому не имеет никакого права поворчать под нос, огрызнуться или прикрикнуть на своего воспитанника лишь потому, что дома ждут проблемы и вообще жизнь складывается не лучшим образом. Обязанность учителя – постараться максимально абстрагироваться от всего, кроме донесения знаний до умов детей и неустанного контроля за их успеваемостью и развитием.
Позволю себе немного поделиться опытом общения с учителями и своим собственным, пусть и небольшим опытом работы в школе.
Хвала Всевышнему за мою первую учительницу, она научила нас, одноклассников, дружить и всегда знала, кто и чем занят на уроке. Я не помню её сидящей на стуле – похоже, он был частью декора школьного класса или вешалкой для её пальто. Она была совершенно особенной, трудолюбивой, и, знаете, она была страстной, какой может быть только учительница с большой буквы, настоящая и такая увлечённая, жадная до огонька интереса в глазах учеников! Казалось, будто для неё нет больше ничего, кроме нас и школы. Но у неё было трое детей и множество внуков, были супруг, родные и друзья. При этом она уникальным образом, совершенно невероятно, успевала всё и всегда. Она подарила любовь к писательству, к созиданию и научила нас не просто говорить, а думать и грамотно излагать мысли, доносить свою точку зрения до окружающих и при этом оставаться дипломатичными и скромными. Она всегда мыслила нестандартно, выходила за рамки предложенного, и это было достойно восхищения, это было лучшим примером самоотдачи в моей жизни – после родителей, конечно. Если заданием было – писать с детьми сочинение, то это была красивейшая из тетрадей: мы писали рассказы от лица кошечек, башмаков, рыбок в аквариуме. Возможно, это звучит странно, но, как оказалось, полезно уметь поставить себя на место кого-то и попытаться увидеть мир его глазами, с разных сторон, а не только описывать последовательность событий вроде: «Маша пошла гулять. У Маши испачкались туфли. Маша пошла домой».
Позже, в старших классах, приходило и уходило много учителей, и мы научились разбираться в людях. Нас нельзя было обмануть; юношеский максимализм, обострённое чувство справедливости и немного спеси подростков – эти качества позволяли сразу вычислить тех, для кого преподавание было глубоко безразличной рутиной, и тех, кто был готов сидеть с нами дни напролёт, лишь бы мы хоть что-то запомнили и усвоили.
В университете для меня стало совершенно очевидно, что есть те, кто знают и делятся знаниями ради благой цели, ради просвещения человечества; есть те, кто знают меньше нашего, и совсем непонятно (хотя нет, как раз-таки совершенно очевидно), как они туда попали; есть третьи – знающие и очень образованные, но готовые делиться знаниями только за дополнительную плату. Пусть это резко и довольно откровенно, но это суровая правда жизни. Наверное, главной наградой для учителя должно быть довольство Всевышнего и самоотдача, усвоение учениками материала, а не нажива, не так ли?
Ещё один этап общения с учителями назову периодом наставничества, потому что это были три мои учительницы, не просто обучившие правилам чтения Корана, но и взрастившие во мне любовь к Священному писанию и укрепившие мою веру во Всевышнего и любовь к Нему и особенно к его посланнику, Пророку Мухаммаду (саллялаху алейхи ва саллям). Я пришла в мечеть в кривенько повязанном хиджабе, подошла и быстро выпалила: «Где тут наставника найти? Мне нужно найти себе наставника». Девушка, добрая, с опущенными к Корану глазами, посмотрела на меня и улыбнулась, сказав, что начинать свой путь надо с правильного чтения молитв в намазе, ведь это обязанность. И в тот же час у меня появилась моя первая муалиматун (учительница), которая преподала мне первый урок исламского терпения и скромности, а главное – доброты, какую я раньше не встречала. Каждый урок давался с большим трудом, в первые недели было особенно тяжело, и казалось, язык сломается, и «одноклассницы» подшучивали. Но муалиматун всегда говорила: плохо не спросить то, чего не знаешь, а плохо молчать и не знать, а главное – нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах смеяться над сёстрами, ведь знания наши – это милость Аллаха, Его дар, а не наша великая заслуга, и гордыни нет места среди мутаалимов (учеников) и вообще между единоверцами. «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки» (Бухари). 
Самым запоминающимся для меня было то, что если кто-то заговаривал о Пророке (саллялаху алейхи ва саллям), отвечая на вопрос, муалиматун было сложно удержаться и не рассказать ещё парочку хадисов. Этим она наполняла наши очерствевшие сердца теплом и любовью к лучшему из людей и к Тому, Кто нас создал. Слёзы часто катились по её щекам, когда она рассказывала о том, как притесняли Пророка (саллялаху алейхи ва саллям), и о том, каким бесконечно милосердным он был, о том, как его любовь и прощение исцеляли людей от злости и заблуждения и возвращали на путь истины, альхамдулиллях.
Наши наставницы в мечети... Всевышний просто подарил их нам, подарил бесценное время в их обществе, позволил видеть их и стремиться к ним, следовать их примеру и становиться лучше, терпимее и терпеливее к жизненным трудностям, благодарнее за все дары, что раньше не ценили. Именно таких учителей я видела и стремилась стать такой же или хотя бы отдалённо походить на них в поисках чистоты и любви к ближним.
Став учителем, получив эту ответственность и возможность поделиться с детьми знаниями, всегда старалась оставить все заботы за воротами школы и прийти туда такой, будто я принадлежу только им и только для них стараюсь. Мысль трудиться ради Аллаха, постараться соединить в себе знания учителей светских школ и праведность наставниц в Исламе – вот что меня вдохновляло, и, наверное, именно это должно и может стать источником сил для каждой учительницы-мусульманки.
Важно помнить, что даже тонны прикладных материалов, сотни книг по педагогике и три высших образования не сделают учителя хорошим. Только желание и упорство помогут достичь положительных результатов в учёбе ваших воспитанников, учеников; только терпение согреет их и только забота с любовью помогут сохранить искренность и чистоту их сердец.
Учитель должен помнить, кто он, никогда не становиться «дружочком» и «своим в доску парнем». Учитель – это старший товарищ, тот, кого должно слушаться и уважать, и тот, с кем можно поделиться наболевшим и на чью поддержку можно рассчитывать. Только будучи богобоязненным и внимательным, можно предостеречь ученика от дурного и наставить на хорошее. Сохраняя в душе достоинство и свет, тратя физические и душевные силы, поддерживая и любя, – только так можно стать хорошим учителем.